Эссе «Я - учитель»
МБОУ "Троицкая НШ-ДС"
учитель начальных классов
Зедгенизова Анжелика Николаевна
Начальные классы - это важнейший период человеческой жизни. И от того, что было заложено в начальной школе, кто был рядом с ребенком эти четыре года, чему он научился и чему не научился, какими стали его душа и сердце, зависит, каким завтра окажется сегодняшний первоклассник.
Учитель начальных классов – профессия особая. Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и милее, чем профессия-учитель. С самого первого вступления на порог школы учитель становится для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания. Недаром все детки любят играть в учителей в раннем возрасте.
Учитель – профессия вечная, неподвластная времени. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.
С чего начинается школьный день учителя? С уроков. Чем заканчивается день? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями. У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать.
Как все учителя, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Разумеется, опыт приходит с годами. Я работаю в школе сравнительно недавно. Но, всё-таки, постараюсь поделиться своими мыслями о профессии учителя, раскрыть смысл своей педагогической деятельности.
Успешно закончив СВФУ, я приехала в свою родную школу. Мне дали 4 класс. Да, были и первые разочарования, и первые слезы радости от уроков, первое восхищение от того, что на тебя смотрят милые доверчивые глаза, которые ждут от тебя чего-то интересного и нового. И конечно, не передать словами, когда я впервые ввела в класс своих первоклашек. Не передать того, что чувствовала в то время, какие эмоции заполняли мою душу. Постепенно я влилась в школьную жизнь, нашла подход к детям и коллегам. Трудности преодолимы, они закаляют организм человека. Вот и я быстро привыкла к коллективу, к детям. Ученики полюбили меня и я их тоже.
У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Как часто я слышу от учеников любимые для детей вопросы: «Почему? », «Откуда? », «Зачем? », но я стараюсь не давать им готовый ответ, а «подталкиваю» их к размышлению, желанию найти решение на поставленный вопрос самостоятельно и в этом мне помогает использование методов и приёмов разных педагогических технологий.
Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получил «личностно-ориентированный подход в обучении», при этом новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Ученикам на таких уроках не просто интересно, а их не оторвать от работы. Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут с урока, что расскажут родителям.
Урок – это педагогическое произведение, каждый учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.
Когда готовишься к урокам, то заранее уже ждешь полные восхищения глаза, эмоции. Поэтому стараюсь использовать нестандартные формы уроков не только на четвертых но и на основных уроках. Чаще всего использую на уроках следующие формы: урок-путешествие, урок-игра. Так как дети младшего школьного возраста (у меня 2 класс), то такие уроки проходят только на ура.
Все мои ученики такие разные, каждого нужно разглядеть, до каждого дойти. Рассеянные, мечтательные и доверчивые, нуждаются в помощи и контроле со стороны учителя. Мы должны не просто передать знания, но и уметь пробуждать в маленьком человеке жажду познания, заинтересовать, а потом уже научить - в этом суть педагогического мастерства. Распознать талант ребенка и указать ему самому на тот потенциал, который заложила в него природа – задача не из легких, но при удачном ее выполнении результат обещает быть потрясающим!
Дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален, у кого-то способности проявляются раньше, у кого- то позже. В связи с этим, ещё одним важным аспектом своей работы считаю дифференцированный подход в обучении. Учебный процесс, строю с учётом реальных учебных возможностей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.
С целью эффективности образовательного процесса, передо мной возникает необходимость использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в группе, самостоятельную. Но в силу того, что в моём классе учатся всего 4 ребенка, использую чаще работу в парах и индивидуально, реализуя принцип взаимопомощи, когда более сильный ученик курирует более слабого.
Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики руки; организую музыкальные, танцевальные перемены; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.
В этом году я стала вести кружок «Занимательная математика», главная цель которого – развитие логического мышления. Дети посещают занятия с радостью. Мы решаем логические задачки, научились разгадывать ребусы, шарады. Я сама работаю с увлечением. Мне нравится восхищение ребят, они ждут каждый раз от меня что-то нового.
Не смотря на то, что я работаю в школе еще так мало, всего 3 года, я понимаю, что не зря выбрала профессию учителя. Но другой профессии я себя и представить не могу.
Да, учитель должен идти в ногу со временем - использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
|